Без дополнительного образования районные школьники не покажут хороших результатов на олимпиадах

Руководитель STEM-центра Университета Иннополис Мария Тезина объясняет, что помогает детям достигать высоких результатов на региональных, всероссийских и международных соревнованиях и конкурировать за победу со столичными школьниками.

Без дополнительного образования районные школьники не покажут хороших результатов на олимпиадах

Каждый год, подводя итоги олимпиад, которые проходят в Университете Иннополис или к которым вуз готовил сборную, мы видим, что у школьников из региональных районов практически нет шансов выйти в лидеры на таких соревнованиях. Мы проанализировали статистику за два года и пришли к однозначному выводу: на олимпиадах республики лучшими неизменно остаются учащиеся из Казани и Набережных Челнов, а на всероссийских соревнованиях в лидерах исторически держатся школьники из Москвы, Санкт-Петербурга, областных центров и республиканских столиц.

Справка

Европейская олимпиада по информатике eJOI2018: Университет Иннополис сформировал сборную из лучших школьников 9—11 классов Москвы, Санкт-Петербурга и Липецка. Абсолютное первое место занял Егор Лифарь из Москвы.

Азиатско-Тихоокеанская олимпиада по информатике — APIO 2018: в течение двух суток 586 школьников из 29 стран соревновались в онлайн-режиме. Все топ-6 российских участников из России, прошедшие в финал, завоевали золотые медали. Два лучших результата в российской сборной показали учащиеся из Казани, которые уступили только представителям Китая.

Открытая республиканская олимпиада по математике: в заочном этапе участвовали 662 школьника 4—6 классов из Казани (309), Набережных Челнов (94) и других районов Татарстана (132), 33 человека отправили заявки на олимпиаду из Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Ижевска, Чебоксар. В Иннополис писать очный этап приехали 144 ученика. Больше половины баллов набрали 28 участников, 22 из которых — казанские и челнинские математики.

Открытая Олимпиада Университета Иннополис 2018 по информатике: за победу в двухдневных соревнованиях боролись 250 школьников из Боснии и Герцеговины, Китая, Эстонии, Венгрии, Израиля, Латвии, Нидерландов, Сербии, Азербайджана, Туркменистана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Украины и 30 регионов России. Абсолютным победителем стал учащийся 9 класса из Казани Ильдар Гайнуллин, который проходил дополнительную подготовку в российском ИТ-вузе.

Всероссийская олимпиада по математике: республику представляют исключительно школьники из Казани и Набережных Челнов. В 2018 году участвовали 34 татарстанца, в 2017 году — 26, в 2016 году — 26. Все участники дополнительно занимаются в математических кружка.

Причины

— Разнородность образовательных программ: школы вольны использовать разные методические материалы и программы, которые отличаются по качеству. Понять, насколько эффективна программа, можно только после нескольких выпусков.

— Нехватка высококвалифицированных педагогических кадров в области математики: у нас дефицит выпускников средних школ с высоким математическим образованием, которые становятся абитуриентами педагогических вузов. Уже 20 лет в России статистически низкий уровень выпускников педагогических вузов в области математики. Талантливые выпускники получают предложения от ведущих физико-математических лицеев, которые сконцентрированы в областных городах. Также много кадров уезжают в региональные центры образования, где сконцентрированы привлекательные условия для жизни и труда взрослого населения. Туда приезжают люди с более высокой образовательной культурой, в том числе педагогической. Такими центрами в России стали Саров в Нижегородской области, Димитровград — в Ульяновской области. Районы получают кадры по остаточному принципу.

— Система образования — очень статичная структура. С одной стороны это хорошо — так она меньше подвержена кризисам и разрушительным изменениям, с другой, общеобразовательные программы не меняются вместе с развитием технологий и не соответствуют вызовам, которые ставит индустрия перед образованием. Поэтому и государственные образовательные институты, и общество смотрят в сторону развития дополнительного образования. Сегодняшняя парадигма качественного школьного математического образования требует от педагогов и родителей эффективной менеджерской работы. Успешный педагог знает, на какие учебно-тренировочные сборы, на какие олимпиады и соревнования отправить ребенка, какие дополнительные курсы и материалы посоветовать. От родителей требуется полная включённость и понимание происходящих образовательных процессов. Вокруг таких учителей и родителей и создаётся та позитивная образовательная среда, в которой комфортно развиваться детям.

Решения

Главное — вовремя заинтересовать ребенка и принять во внимание три фактора: мотивация, окружение, педагог.

С 2013 года Университет Иннополис в STEM-центре проводит дополнительные занятия со школьниками по робототехнике, математике, проектной деятельности и программированию. За 5 лет обучение прошли 7000 детей. На основе этого опыта мы можем сказать, что для качественного математического образования главное — не упустить первые 2 года средней школы из-за специфики программ в российском образовании и особенностей психофизического развития детей. Упустив 5—6 класс практически невозможно преуспеть в олимпиадном движении по математике.

Необходимо постоянно искать для ребенка качественное дополнительное образование и погружать его в олимпиадное движение. Окунать его в развивающую среду, где он ничего не знает, где есть дети сильнее его, за которыми хочется тянуться. Давать новые стимулы и задачи. На учебно-тренировочных сборах ребенок видит разных педагогов, разный подход к математике. И это должен быть комплекс мероприятий, растянутый на все годы обучения ребенка. Для того, чтобы повысить качество математического образования в маленьких городах и селах, недостаточно один раз съездить на сборы или послушать лекцию именитого преподавателя.

Еще один вариант развития детей — обучение в одном из республиканских физико-математических лицеев. Конечно, это скорее не развитие региона, а отток мозгов в областные центры. Но мы говорим о личном развитии ребенка, о том, чтобы приложить все возможные усилия, не смотря на существующую ситуацию. Мы часто наблюдаем, что люди, достигшие успехов в столице, стремятся помочь своему региону, школе, кружку, который дал ему старт. Мы видим это и на примере STEM-центра Университета Иннополис: наши бывшие ученики сейчас учатся в московских и питерских вузах и приезжают преподавать к нам на сборы. Это однозначно позитивно сказывается на развитии математики в регионе в целом.

Результаты

С 2013 года Университет Иннополис готовит сборную Республики Татарстан к заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по информатике.

За это время увеличилось количество татарстанских участников заключительного этапа ВОШ по информатике: 7 человек в 2013/2014 учебном году и 20 — в 2017/2018 учебном году. Увеличилось число призёров и победителей — с 4 до 9 школьников. Сегодня Татарстан наравне с Москвой и Питером лидер по количеству призёров и победителей на олимпиадах по программированию.

В 2018/2019 учебном году в STEM-центре мы ставим для себя задачу дотянуться качественным образованием в области математики и программирования до способных ребят из маленьких населенных пунктов.

Для этого мы:

— Расширяем линейки учебно-тренировочных сборов по математике, программированию и робототехнике. Формируем пул талантливых школьников из районов, которые будут регулярно приезжать на обучение в Иннополис.

— Разрабатываем обучающую дистанционную платформу, на которой дети смогут проходить как самостоятельное обучение, так и под руководством преподавателя.

— Планируем провести серию курсов повышения квалификации для преподавателей математики, информатики и робототехники. В 2017 году мы провели КПК по робототехнике дважды и видим плоды этого обучения в знаниях и умениях воспитанников данных педагогов.

С 8 сентября STEM-центр Университета Иннополис начинает новый набор в группы. В этом году мы открыли новые площадки на базе 131 лицея и 19 гимназии в Казани и школы в Иннополисе. Также у нас появились новые курсы, вызванные запросами к знаниям сегодняшней индустрии: прототипирование (3D-моделирование), веб-технологии, блокчейн и интеллектуальные робототехнические системы. Регистрация — stem.innopolis.ru.

В центре внимания

Блог на habrahabr

1 Августа 2018
Россияне завоевали большинство золотых медалей Европейской олимпиады по информатике eJOI 2018

В Университете Иннополис завершилась Европейская олимпиада по информатике, за победу в которой боролись 80 участ...

12 Июля 2018
Рассказ студентки: о минусах итальянского ИТ-образования, пасте и жизни с миланской старушкой

Альмира Муртазина, бакалавр 3 курса Университета Иннополис, изучала искусственный интеллект и теорию игр в Милан...

30 Мая 2018
Профессия: кибердетектив

Веста Матвеева — эксперт в области информационной безопасности компании Group-IB, признанной изданием Business I...

7 Мая 2018
Второй ГИС-хакатон «Гадание на картах»

19—20 мая в Университете Иннополис соберутся разработчики, чтобы создать рабочие прототипы технологий обработки ...

Новости по теме

Популярные новости

Сайт находится в технической разработке